Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 "Сказка"

официальный сайт

Родительский дневничок

 

 

 

Как пополнить организм ребенка витаминами в зимне-весенний период. 

В зимне-весенний период сокращается ассортимент овощей и фруктов нет свежей зелени и ягод, а сохранившиеся овощи и плоды значительно обедняются витаминами в процессе хранения. Например, такой повседневный продукт питания, как картофель, содержит очень мало витамина С. Уже к декабрю содержание его снижается наполовину и составляет не более 10 мг в 100 г. Кроме того, витамин С теряется в процессе варки.

Важным источником витамина С в зимнее время является капуста. Хорошего качества свежая белокочанная капуста содержит столько же витаминов, сколько апельсины и лимоны. В отличие от картофеля, она сохраняет витамины почти без снижении в течение 7—8 месяцев. В зимне-весенний период детям дают салат из свежей или квашеной капусты. Правильно заквашенная капуста с рассолом сохраняет 70— 80 % исходного количества витамина С.

С самой ранней весны, как только появится зеленый лук, детям дают его постоянно в любой прием пищи. Зимой его можно выращивать дома на подоконниках. Зеленый лук содержит 30—40 мг витамина С, 2 мг каротина, 1 мг витамина Е, 0,1 мг витамина В1, 18 мкг фолиевой кислоты. Он очень богат солями калия (259 мг), железа (1 мг) и превосходит все овощи и фрукты по содержанию кальция (100 мг). Лук — важный компонент многих салатов.

Богатые витамином C шиповник и черная смородина. Их необходимо заготавливать для зимы. Черная смородина, перетертая с сахаром, содержит примерно 80—100 мг этого витамина. Две чайные ложки обеспечат 80% дневной потребности в витамине С ребенка 3—6 лет. Это количество смородины достаточно для приготовления стакана вкусного напитка, который лучше дать в два приема к основному питанию, как бы провитаминизировать весь прием пиши. Отвары из шиповника в зимне-весенний период должны обязательно включаться в рацион детского питания. Шиповник содержит много биофлавоноидов (витамин Р), что в сочетании с витамином С представляет активный биологический комплекс. Он содержит в 100 г съедобной части: каротина (6,7 мг), витамина Е (4,3 мг), РР (1,5 мг), B1(0,5 мг), а по содержанию витамина В2(0,84 мг) превосходит все овощи и плоды в 10—15 раз. Плоды шиповника очень богаты железом: в 100 г свежих плодов шиповника содержится 11,5 мг железа, в сухих — 28 мг. Стакан отвара шиповника (из 20 г плодов) восполняет витаминный состав рациона и обогащает его железом (32 % суточной потребности).

Ценный источник витамина С — цитрусовые: апельсины 60 мг, грейпфруты — 45 мг, лимоны — 40 и мандарины — 38 мг (в 100 г съедобной части). Витамин С в них, как и в капусте, хорошо сохраняется до весны. Во всех этих продуктах содержится и витамин Р (рутин), который повышает усвояемость витамина С.

Соки, безусловно, очень полезны для детей. Они содержат органические кислоты, биологически ценный комплекс Сахаров (глюкозы, фруктозы, сахарозы), минеральных солей и микроэлементов. Однако они не могут быть основным источником витамина С. Так, в 100 мл яблочного и виноградного сока витамина С всего 2 мг, сливового — 4 мг, айвового, вишневого — по 7,4 мг. Несколько больше витамина С в томатном соке — 10 мг, но к весне содержание его также снижается.

Соки детям давать надо, но одновременно следует позаботиться и о других источниках витамина С.

Определенные трудности в зимне-весенний период возникают и в обеспечении детского организма витамином А. Детям дошкольного возраста его требуется в сутки 0,5 мг. Это количество должно покрываться как самим витамином А (не меньше чем на 1/3 суточной потребности), так и каротином, который в организме превращается в витамин А. В повседневных продуктах питания — молоке, сметане, масле сливочном, желтках куриного яйца — в зимнее время этого витамина мало.

Реальным источником каротина зимой является морковь. В красной моркови содержится до 9 мг каротина. Поэтому в зимнее время морковь должна быть ежедневным продуктом потребления детей.

Ранней весной много и витамина С, и каротина наряду с зеленым луком содержит крапива, которую можно использовать для салатов и супов.

Богата витамином А печень. Самое высокое содержание его в говяжьей печени — 8,2 мг в 100 г, в свиной — 3,45 мг, в тресковой — 4,4 мг. 10—15 г говяжьей печени в день покрывают суточную потребность в этом витамине. Витамин А обладает свойством откладываться в организме «про запас». Поэтому блюдо из 100 г печени даже раз в неделю дает возможность пополнить его дефицит, что очень важно для ослабленных и часто болеющих детей.

Кроме витамина А, в печени много витаминов группы В, железа и других кроветворных микроэлементов, много фосфора и высокое содержание полноценных белков. Однако детские учреждения не всегда могут удовлетворить свои заявки на печень, поэтому родителям нужно позаботиться о приготовлении блюд из печени в домашних условиях. Лучше готовить оладьи — они нежнее, мягче, чем печень, приготовленная куском, и дети их едят более охотно. Можно также приготовить паштет, но его необходимо запечь и хранить в холодильнике не более 12 ч. 

 

Колбасные изделия в детском питании    

  

Колбасные изделия детям дают только после полутора-двух лет в количестве 50 г в проваренном виде, старшим — 100 г.

Из мясных изделий, выпускаемых промышленностью для детей дошкольного возраста, могут использоваться сосиски, сардельки и некоторые более нежные сорта вареных колбас высшего сорта (докторская, диетическая, молочная, детская). Колбасы — готовый к употреблению продукт, а для приготовления сосисок требуется не более 5—10 минут. Однако несмотря на отличные вкусовые свойства колбас и сосисок, в рацион детей их включать часто не следует, потому что их физиологическая ценность ниже, чем натурального мяса, аминокислотный состав белка натурального мяса полностью сбалансирован, а в колбасах отмечается дефицит важных серосодержащих аминокислот, витаминов и минеральных солей. Этого недостатка лишены новые виды колбасных изделий, разработанные Украинским НИИ мясной и молочной промышленности и Киевским НИИ гигиены питания.

В новые колбасные изделия для повышения их биологической ценности добавляется сухая белковая смесь (сухая осветленная кровь и сухое обезжиренное молоко), казеинат натрия, белок сухой молочный пищевой, белок сывороточный растворимый, яйца и такой полезный продукт, как концентрат или изолированный соевый белок, содержащий полный набор незаменимых аминокислот, ряд полиненасыщенных жирных кислот. Эти изделия по пищевой ценности приравнены к мясу, а по минеральному составу лучше сбалансированы.

Приводим несколько наименований новых колбасных изделий повышенной биологической ценности: сосиски диетические, сосиски «Малыш» (в их состав входит печень говяжья и сердце), «Малютка» и «Крепыш» с добавкой мозгов, сосиски детские, сардельки дарницкие, сардельки киевские мозговые, колбаса вареная «Гулливер» (с добавкой говяжьей печени и мозгов), колбаса вареная русановская с молочно-белковой добавкой. Чтобы колбасные изделия лучше усваивались, их надо употреблять с овощами. Если ребенка покормить бутербродом с колбасой или сосисками с хлебом, процент усвоения белка будет гораздо ниже, чем если съесть тот же бутерброд или сосиски с винегретом или салатом из свежих овощей. Овощи больше способствуют выделению желудочного сока, чем хлеб, поэтому перевариваемость, а следовательно, и усвояемость белка будет выше. 

 

Ранние ягоды

 

С конца мая, в июне начинается сезон клубники и земляники. После зимне-весеннего периода организму детей требуется усиленное витаминное снабжение. Клубника и земляника богаты витамином С (60 мг), содержат фолиевую кислоту, витамин Е, биотин, органические кислоты. В них много хорошо усвояемого железа и других микроэлементов, участвующих в кроветворении. Детские учреждения почти не имеют возможности включать в рацион ранние ягоды, поэтому их нужно давать дома.

Ослабленным детям дают клубнику со сметаной, сливками. Каши, запеканки более охотно дети съедают, если их полить соком из клубники с сахаром. Ягоды и фрукты добавляют к любому приему пищи. Однако следует помнить, что у некоторых детей клубника и земляника вызывают аллергию. В таком случае прием их ограничивается или исключается вовсе.

В июне созревает черешня. Эта ягода содержит одинаковое с вишней количество полезных Сахаров (глюкозы — 5,5 %, фруктозы — 4,5 %) и витамина С — 15 мг в 100 г, витамина Е — 0,3 г. Черешню дают детям без ограничения.

 

 Как правильно кипятить и хранить молоко

 

Молоко — скоропортящийся продукт, так как представляет собой хорошую питательную среду для различных микроорганизмов, в том числе и патогенных. Срок реализации молока не должен превышать 20 часов при температуре хранения не выше 8°С.

Санитарно-гигиеническими требованиями предусматривается кипячение даже пастеризованного фляжного молока. Молоко, расфасованное в бутылки, пакеты, в течение первых суток можно пить без термической обработки, если его хранили при температуре не выше 6—8° С.

Чтобы сохранить питательную ценность молока, при тепловой обработке и хранении необходимо строго выполнять ряд правил:

  • Доводить до кипения быстро. Для этого молоко ставят на хорошо разогретую плиту в кастрюлях небольшой емкости. Чем продолжительнее нагревание, тем больше теряется питательных веществ.
  • Кипятить не более 1—2-х минут от начала кипения при закрытой крышке, периодически помешивая.
  • После кипячения быстро охлаждать.
  • Остывшее молоко хранить в закрытой посуде в холодном месте при температуре +2 — 8 °С.
  • Не допускать повторного кипячения молока. Это резко увеличивает потерю питательных веществ.
  • Молоко нельзя хранить в оцинкованной медной посуде или в посуде, луженой оловом, которое содержит повышенное количество свинца (более 1 %).

В домашних условиях, кроме кипячения молока, можно рекомендовать длительную пастеризацию, которая проводится следующим образом: в широкую кастрюлю наливается вода и доводится до кипения, в нее затем вставляется молоко в кастрюле меньшего диаметра. Как только температура молока повысится до 63—65°, нагревание прекращают. При этой температуре молоко выдерживают 20—30 минут. Нагревая, время от времени замеряют температуру молока и перемешивают его чистой ложкой. После окончания пастеризации кастрюлю с молоком ставят в холодную воду. Длительная пастеризация при указанном температурном режиме является методом щадящим и обеспечивает максимальную сохранность состава молока.

Питание детей в выходные дни

Чтобы питание детей в выходные дни отвечало физиологическим нормам, родители должны знать, сколько и каких продуктов ребенку необходимо получать в течение дня в зависимости от возраста, уметьправильно распределять их по приемам пищи, сочетать блюда, выдерживать режим, принятый в детском учреждении.

Ориентиром для этого служит примерный суточный набор для ребенка, который обеспечивает, в основном, суточную норму животного белка.

В питании детей используются различные сорта мяса: говядина, птица (кроме уток и гусей), кролики, молодая баранина, для старших детей нежирная свинина в рубленом виде. В отдельные дни включают сосиски, однако важно помнить, что физиологическая ценность их ниже, чем натурального мяса. В их составе больше жира, меньше белка и витаминов, менее благоприятное соотношение минеральных солей. В то же время можно рекомендовать новые виды колбасных изделий с повышенной биологической ценностью: сосиски детские, диетические, школьные колбаски «Малютка» и «Крепыш», колбасы с добавкой обезжиренного молока и боенской крови. Следует исполь-зовать и такие ценные растительные белковые продукты, как горох, фасоль, соя (содержание белка в горохе — 23 %, фасоли — 23 %, сое — 34 %). В них много витаминов группы В, витамина Е, много калия и других минеральных веществ. В те дни, когда нет достаточного количества мяса или рыбы, включают блюда из бобовых — суп-пюре гороховый, гарнир из зеленого горошка и т. д. Повысить содержание животного белка можно также за счет неострых сортов сыра и плавленых сырков.

Не рекомендуется давать детям более одного яйца в день. Избыток белков в желтке может вызвать аллергические реакции, а высокое содержание лецитина действует возбуждающе на нервную систему. Рыбу дают чаще, в том числе морскую. Она содержит ценный набор незаменимых аминокислот, витаминов и микроэлементов, хорошо переваривается и усваивается.

Чтобы разнообразить питание детей в выходные дни, нужно следить за меню детского учреждения на протяжении недели и дома готовить другие блюда, принимая за основу меню-раскладки. Если необходимо заменить сезонное блюдо, используют картотеку, заменяя белковые блюда на белковые, овощные на овощные и т. п.

Детям раннего возраста подбирают блюда, которые полностью обеспечивают физиологические потребности данного возраста. Принимая во внимание, что в выходные дни дети старше трех лет больше бывают на воздухе, занимаются активными играми, спортом, в меню для них больше включается мяса, рыбы, масла сливочного, сыра и других продуктов

В выходные дни особое внимание обращают на вторые блюда, которые не всегда могут быть приготовлены в детском учреждении, например, налистники с мясом, кабачки, фаршированные мясом и рисом, голубцы, котлеты и колбаски «белип» из рыбы, блюда из пасты «Океан» и кальмаров, блюда из печени, блюда из кролика и т. д. Из овощных блюд по картотеке выбирают блюда, которые в течение недели в меню детского учреждения не включались. Кроме того, детям старше трех лет в летний сезон полезно давать зеленые лопаточки гороха и спаржевой фасоли.

Для выполнения нормы белка дают творожное блюдо. Приготовленный в домашних условиях творог можно давать в натуральном виде — с фруктовой подливой, со сливками или сметаной, молоком, медом.

Белки из натурального творога усваиваются лучше. Однако если нет гарантии, что творог приготовлен из пастеризованного молока, его используют только в изделиях после термической обработки (вареники, сырники и т. д.). Хлеб нужно давать пшеничный и ржаной.

На завтрак детям дают винегрет с сосиской, яйцом, мясом или селедкой. Можно приготовить омлет с тушеным шпинатом (на листик омлета положить ложку тушеного шпината и завернуть трубочкой). Дополняют завтрак молоком или кисломолочными продуктами.

Очень ценны натуральные витаминные напитки: дрожжевой, морковно-молочный, из шиповника, морс из черной смородины.

В выходные или праздничные дни детям можно дать выпечку. Однако надо подбирать такие изделия, в которые входит меньше жира, а больше фруктов, орехов. Дают также сладкие фруктовые напитки, желе фруктовое, мороженое. Они более полезны, чем пирожные.

 

Каким должен быть домашний ужин

 

Многие родители стремятся дома дополнить питание детей жирной н сладкой пищей: пирожными, сметаной, колбасой, а то и покормить незадолго до сна полным домашним обедом. И то, и другое приносит организму ребенка вред. Во время сна процессы пищеварения и обмена веществ резко замедляются, и обильный ужин на длительное время задерживается в пищеварительном канале. Это способствует избыточному отложению жира в организме, накоплению в нем недоокисленных (промежуточных) веществ, затрудняющих обмен, и в итоге — возникновение болезненных состояний.

В детских учреждениях дети получают достаточное количество углеводов и жиров, а белков, особенно животного происхождения, нередко не хватает. Поэтому родителям необходимо каждый день просматривать меню и соответственно дополнять ужин детей продуктами, богатыми белками животного происхождения, — молоком, творогом, рыбой, яйцами, сыром, если их не было в меню.

Самым дешевым и ценным источником белка в детском питании является творог. Родителям надо позаботиться о том, чтобы творог и блюда из него готовились ребенку на ужин чаще. Если за ужином ребенок получает детский сырок, который содержит белка меньше, к нему добавляют стакан кефира, ацидофильного молока или ряженки. Творог можно дать в натуральном виде (если он пастеризован) или сделать из него сырники, ленивые вареники, налистники. К творогу или творожному изделию дают кисель фруктовый, компот, стакан молока. Можно дать сливки, особенно ослабленным детям. Полезен также мед. Его намазывают на булочку, вмешивают в кисель. Мед с молоком, кисломолочными продуктами способствует повышению гемоглобина. Детям с излишним весом рекомендуют тощий кефир (таллинский, украинский). Он содержит мало жира (всего 1 %), но больше белка — 4,3 % (в обычном кефире — 2,8 % белка).

Следует приучать детей кефир и молоко есть с хлебом. Так обогащается аминокислотный состав пищи.

Если в этот день в детском учреждении не давали яйцо, его можно дать на ужин со стаканом кисломолочного продукта. Яйцо также хорошо сочетается с картофелем, зеленым горошком, винегретом. Можно также сделать омлет с картофельным пюре и салатом из капусты, огурца, зеленого лука.

В отдельные дни детям дают рыбное блюдо, особенно из рыбной рубки, так как белки рыбы легче и быстрее перевариваются по сравнению с мясом (1,5—2 часа). В домашний ужин обязательно включают фрукты, овощи и соки, чтобы дополнить дневное питание в детском учреждении витаминами, минеральными солями и микроэлементами, в том числе и кроветворными: железом, медью, кобальтом, марганцем и др. Это могут быть морковный, томатный соки, которые дают перед ужином, яблоки или другие фрукты, сладкие соки — виноградный, сливовый, нектар, яблочный — после ужина.

Морковь—богатый источник каротина (в 100 г содержится 9 мг), который в организме превращается в витамин А. Пополнять его дефицит в рационе особенно важно детям, подверженным частым заболеваниям верхних дыхательных путей. 50—100 г красной моркови достаточно ребенку для восполнения суточной потребности в каротине. Морковь должна быть ежедневным продуктом в питании ребенка, в особенности в зимне-весенний период. В детском учреждении приготовить сок на большое количество детей трудно, а дома это вполне возможно. Морковь дают не только в виде сока, но и в виде салата с яблоком, натертых на крупной терке с добавлением растительного масла или сметаны с сахаром. Можно приготовить морковные котлеты или пудинг. Старшим детям дают натуральную очищенную морковь, а маленьким натирают ее на терку.

В целом меню домашнего ужина может выглядеть примерно так:

1-й вариант

  • Морковный сок — 50—100 г
  • Сырок детский или творог — 100 г
  • Кефир или ацидофильное молоко — 200 г (с хлебом)
  • Яблоко или апельсин

2-й вариант

  • Томатный сок — 100 г
  • Яйцо всмятку или омлет
  • Винегрет, салат или картофельное пюре с зеленым консервированным горошком
  • Молоко, сдобная булка или белый хлеб с медом
  • Фрукты

 

Режим питания

 

Детям в возрасте от 1 до 7 лет рекомендуют четырехразовое питание с четырехчасовым интервалом между приемами пищи. Лишь в отдельных случаях допустимо изменение интервала до получаса. Необходимость соблюдения определенных интервалов объясняется тем, что смешанная пища в желудке находится примерно 4 часа, затем она перемещается в кишечник, где продолжается ее переваривание и усвоение, а желудок готов к приему новых порций пищи. При рациональном питании к этому времени повышается возбудимость коры головного мозга и ее подкоркового отдела — гипоталамуса, где заложен центр насыщения и голода.

При соблюдении рационального режима питания создается и закрепляется правильная общая реакция к пище и правильное чередование возбуждения центра голода и насыщения, появляется (по И. П. Павлову) рефлекс на время приема пищи. При четком режиме этот рефлекс закрепляется. Ослабленные дети и некоторые дети до 1,5 лет должны получать дополнительное пятое кормление в виде стакана кефира или молока в 23—24 часа или в 6 часов утра, если они к этому времени просыпаются. При нарушении четырехчасового интервала у детей снижается положительный рефлекс на еду, наступает расстройство аппетита. Наиболее целесообразными приемами пищи являются: завтрак —в 8—8.30, обед —в 12—12.30, полдник в 16 и ужин в 19—19.30. Между кормлениями не следует давать детям сладости, можно давать только воду. Поэтому в детском учреждении всегда должна быть свежая прокипяченная вода. Продолжительность приема пищи также важна для нормального пищеварения: на завтрак, ужин, полдник отводится 15, на обед — 30 минут. Пищу важно правильно распределять по количеству и объему в отдельные приемы. Наиболее целесообразным считается режим питания, при котором завтрак и ужин составляют по 25 % суточной калорийности; обед — 35-38 %, полдник — 12—15 %.

В детских учреждениях при трехразовом питании ребенок получает примерно 75—80 % суточного рациона. Третье питание (полдник) должно быть более калорийным. Остальные—20—25%, примерно 350 ккал,— детям раннего и 470 ккал — дошкольного возраста дают дома.

В раннем возрасте ребенок должен получать примерно 100 мл жидкости на 1 кг массы, в дошкольном — 80 мл. Например, ребенок семи лет массой 23 кг для нормального прохождения физиологических процессов в организме и восполнения потери воды нуждается в 1840 мл жидкости (80 мл X 23= 1840 мл). Сюда входят все жидкие блюда, которые ребенок получает в течение дня,— молоко, чай, компот, суп, питьевая вода сырая, если она соответствует ГОСТу, или кипяченая.

Ребенку одинаково вредны как недостаток, так и избыток воды в питании. Избыточное употребление воды ведет к перегрузке работы сердца и почек, к излишнему вымыванию из организма витаминов и минеральных солей, к снижению аппетита, а недостаток воды — к ухудшению работы почек по выведению из организма шлаков и нарушению обмена веществ.

В общем режиме, имеющем непосредственное отношение к процессу питания и развитию аппетита, важно выполнять ряд санитарно-гигиенических рекомендаций: длительное и активное пребывание детей на воздухе, обеспечение правильной физической нагрузки на занятиях гимнастикой и подвижными играми, мероприятия по закаливанию детского организма, создание условий для практической трудовой деятельности детей на воздухе в любое время года. Перед едой игры должны быть спокойными. Перед обедом, ужином не рекомендуется делать длительные и утомительные прогулки, так как усталость угнетает пищеварение и снижает аппетит.

Медицинская сестра контролирует своевременность доставки пищи в группы из пищеблока, оптимальность температуры блюд (для первых блюд — 70, вторых — 60—65, третьих—15—20 °С), наблюдает за процессом питания.

В целях выполнения всех режимных процессов необходимо разграничить обязанности няни и воспитателя. В их работе должна быть согласованность. Процесс кормления организовывают так, чтобы дети не ждали пищу. Как только они съедают первое блюдо, им сразу же подают второе, затем третье.

Мороженное в питании детей 

 Мороженое — продукт питания с высокой усвояемостью. В его состав входят молоко, сливки, яйца, сахар, а в фруктово-ягодное — соки и различные ароматические вещества. Приятные вкусовые качества, освежающее действие, высокая питательная ценность делают его полезным в рационе каждого здорового ребенка.

Мороженое можно давать детям, начиная с 2—3-летнего возраста. Ослабленным детям — после совета с врачом. Однако нужно помнить, что мороженое не только лакомство. Оно имеет высокую калорийность и его не следует давать непосредственно перед едой.

Им можно заменить одно самостоятельное питание во время прогулок.

 

Дата последнего обновления страницы 08.05.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»